Кризис ударил практически по всем отраслям экономики, но принес неожиданные выгоды белорусскому рынку франчайзи.

По словам специалистов, нестабильность на валютном рынке в 2015 году привела к ощутимому снижению объемов инвестиций, требующихся для приобретения российских франшиз.

«Из-за ослабления в 2014-2015 годах российского рубля очень привлекательно на общем фоне стали выглядеть российские франшизы, предлагаемые для приобретения белорусским предпринимателям», - рассказывает председатель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева.

Специалист отмечает, что платежи за такие франшизы изначально были установлены в национальной валюте РФ. При этом франчайзеры по-прежнему держат цены в российских рублях, в 2015 году их стоимость практически не пересматривалась, добавила глава ассоциации.

«Белорусские франчайзи, как правило, оценивают инвестиции в долларах. В этой связи ослабление российского рубля в 2015 году и продолжающаяся тенденция привели к соответствующему удешевлению таких франшиз», - говорит Ольга Леонтьева.

«Ежедневник» сделал подборку самых антикризисных предложений российских франшиз для белорусских предпринимателей. Для анализа использовались данные белорусского интернет-каталога, в котором размещаются предложения франчайзеров со всего мира для белорусов.

Каталог франшиз включает 183 предложения о передаче прав на ведение бизнеса от франчайзеров. В базе представлены в том числе предприятия из США, Австралии, Нидерландов, Германии, Италии и даже Австралии. Доля российских франшиз в общем объеме составляет порядка 50%.

В соответствии с постоянно обновляемой базой данных, стоимость франшизы для покупателей из Беларуси как правило начинается от 3 тыс. долларов и устремляется в бесконечность. Дешевле указанного минимума только российские франшизы, стоимость которых «заморожена» в российских рублях.

Антикризисные российские франшизы для белорусов

Привлекательно на общем фоне смотрится, например, франшиза SmileS.Школьная карта (программное обеспечение для образования). Минимальный размер инвестиций составляет 80 тыс. российских рублей (1157 долларов).

Цена российской франшизы мобильных автомоек «Fast and Shine» (включая построение бренда) начинается от 100 тыс. российских рублей (1268 долларов).

На третьем по ценовой привлекательности месте - франшиза Mr-Stekolli (дизайн-студия по изготовлению пленочных витражей), которая стоит 108 тыс. российских рублей (1369 долларов).

Еще одно довольно бюджетное на общем фоне предложение разместила российская компания Академия Покера. Паушальный взнос: 150 тыс. российских рублей (1900 долларов).

«В 2015 году многие владельцы франшиз, реагируя в том числе на кризис, шли на дополнительные скидки для потенциальных покупателей и проводили акции», - делится наблюдениями Ольга Леонтьева.

Например, к концу года появились предложения, когда можно было приобрести франшизу сразу на несколько точек по стоимости одной точки. Также франчайзеры решались на уменьшение и даже на полный отказ от первоначального платежа на этапе продажи франшизы, добавила председатель ассоциации.

По данным ассоциации «Белфранчайзинг», в 2015 году несмотря на нестабильную ситуацию в экономике активность покупателей, приобретающих иностранные франшизы, в Беларуси превысила уровень 2014 года как по числу запросов, так и по числу сделок. Было заключено 45 договоров, в 2014-ом - подписано 40 соглашений.

«При этом за прошлый год значительно вырос процент сделок с маленькими инвестициями (до 30 тыс. долларов). Упала скорость принятия решений о заключении сделок - предприниматели стали более детально изучать ситуацию, оценивать риски вложения инвестиций», - отметила Ольга Леонтьева.

За весь период действия в Беларуси процедуры официальной регистрации договоров франчайзинга (с 2006 года), франшизы покупались белорусами в странах: Литва, США, Бельгия, Италия, Россия, Чехия, Германия, Финляндия, Люксембург, Нидерланды, Китай, Сингапур, Израиль, Эстония, Украина, Кипр, Тайвань, Мальта.

В качестве вывода

Нестабильная ситуация в экономике в целом может стать драйвером для развития рынка франчайзинга в Беларуси.

«В стране растет число предпринимателей, которые готовы пользоваться инструментом франчайзинга», - поделилась наблюдениями председатель ассоциации «Белфранчайзинг». - И кризис, развитие которого мы наблюдаем, будет способствовать еще большему развитию этого рынка».

Интерес к франчайзингу, по словам Ольги Леонтьевой, возрастает за счет предпринимателей, которым по разным причинам пришлось оставить сферы деятельности, в которых они раньше работали.

 «Эти люди ищут для себя варианты самозанятости. В данном случае одним из возможных перспективных решений является покупка франшизы, - рассуждает Ольга Леонтьевна. Она добавила, что в 2016 году рынок франчайзинга не только не будет падать, но также может расти.

«Ведь покупка франшизы - это определенные гарантии и возможность для предпринимателя значительно сократить инвестиции и время старта», - резюмировала специалист.

Ежедневник