За четыре месяца 2015 года розничные сети крупнейших торговых компаний Беларуси приросли почти 25 новыми магазинами. Это самый низкий показатель за последние три года: падение платежеспособности населения из-за кризиса в первую очередь сказывается на розничном бизнесе. 

Кризисные явления на рынке Беларуси и соседних стран уже стали причиной утраты самостоятельности  сети «Родная сторона». В начале 2010-х этот бизнес, в который инвестировали  белорусский и украинский предприниматели Игорь Чернявский и Николай Лагун, даже лидировал по охвату. Но с начала 2015 года большинство магазинов «Родная сторона» переданы в управление компании «Доброном».  На официальном сайте «Добронома» сообщается, что сейчас сеть состоит из 170 магазинов, из которых 68 функционируют под брендом «Родная сторона».

Некоторые магазины, в свое время вошедшие в состав «Родной стороны», проданы владельцам других  сетей. Новым хозяином двух известных  минских универсамов «Юбилейный-92» и «Заславль», стала сеть «Соседи». Владельцем еще одного знакового объекта столичной розницы — «Универсама «Северный» с апреля является «Виталюр».

Что касается лидеров по приросту торговых объектов, то в первые четыре месяца текущего года, им стал «Доброном».

Больше, чем на 10 торговых объектов выросла крупнейшая торговая сеть страны «Евроопт». В апреле в Борисове в рамках комплекса «Е-Сити» открылся 311-й магазин под этим брендом.

«Евроопт» и «Доброном» источники на рынке называют связанными структурами, которыми в конечном счете владеют проживающие за границей белорусские бизнесмены Сергей Литвин и Владимир Василько. По мнению источников, необходимость «раздвоения» бизнеса возникла, чтобы избежать законодательных ограничений по уровню концентрации торговых объектов у одного владельца в регионах Беларуси.

На пять магазинов (включая «Северный») в рассматриваемый промежуток времени выросла сеть «Виталюра».  Кроме «Юбилейного-92» и «Заславля» в состав «Соседей» вошли магазины в Молодечно и поселке Юбилейный. Новые магазины «Рублевский» появились с начала года в Бобруйске, Могилеве и Минске. По одному магазину открыли «Корона», «Белмаркет» и MartInn. Без приращений, по информации с официальных сайтов, в новом году остаются «Алми», ProStore, «Гиппо».

По мнению аналитиков, расширение сетей будет замедляться. В нынешних условиях крупнейшие игроки делают ставку на развитие дополнительных сервисов (как, например, «Евроопт» в  онлайн-торговле) и поглощение проблемных и подешевевших из-за этого  бизнесов, число которых, как прогнозируется, к концу 2015 года вырастет.

zautra.by